Положение о системе оценивания, формах, порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обчающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ № 2 г Кузнецка

1. Общие положения
1.1. Положение о системе оценивания, формах, порядке проведения текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка (далее- Положение) разработано
в соответствии с нормативными документами:
-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
г.;
- Приказом № 1599 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказом № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г.
№ 1015 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего образования».
-Уставом и локальными актами МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка.
1.2. Настоящее Положение разработано в целях проверки соответствия образовательных
достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ), в том
числе
с
умственной
отсталостью,
требованиям
Адаптированных
основных
общеобразовательных программ (далее - АООП), по которым они обучаются, к результатам
их освоения, в том числе к результатам освоения коррекционно-развивающей области в
соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (далее – ФГОС НОО ОВЗ) и
федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с умственной
отсталостью (далее ФГОС УО)

1.3. Положение устанавливает

требования к оценке

образовательных

достижений обучающихся с ОВЗ и выставлению отметок (единой оценочной политики) в
ходе текущего контроля успеваемости и при проведении промежуточной аттестации;
определяет содержание, порядок, формы и сроки проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ МБОУ СОШ № 2 города
Кузнецка(далее - Образовательная организация)

1 4. В Положении использованы следующие термины и определения (понятия):

- оценка - процесс определения количественных и качественных показателей теоретической
и практической подготовки обучающихся существующим оценочным требованиям,
предъявляемым к ним ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО и разработанными на их основе АООП;
- отметка - количественная оценка знаний, навыков и умений, приобретенных
обучающимися, являющаяся результатом процесса оценивания, выраженная в баллах;
- выставление отметки - определение балла (количественно выраженной оценки) по
официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени
успешности реализации образовательной программы, АООП;
- ошибка - это погрешность, свидетельствующая о том, что обучающийся не овладел теми
знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые
определены АООП (рабочей программой по предмету);
- недочет - погрешность, указывающая либо на недостаточно полное, прочное усвоение
основных знаний и умений обучающимся, либо на отсутствие знаний, которые АООП
(рабочей программой по предмету) не относятся к основным.
1.6. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает методическое обеспечение
(описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации,
обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления
оценки образовательных достижений обучающихся с ОВЗ (предметных, метапредметных,
личностных) или (по своему выбору) использует возможности организации независимой
оценки образовательных достижений обучающихся.
2. Система,

формы

и

методы оценки образовательных
обучающихся с ОВЗ

результатов

2.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
обучающимися с ОВЗ призвана решить следующие задачи:
-определить основные направления и цели оценочной деятельности, содержание оценки,
критерии, процедуру и состав инструментария оценивания, формы представления
результатов, усвоения и границы применения, системы оценки, предусматривая
приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ (и
инвалидностью)
- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное

развитие

и воспитание обучающихся с ОВЗ, достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения;
- включить оценку достижений обучающихся с ОВЗ в оценку эффективности деятельности
Образовательной организации; - осуществлять оценку динамики индивидуальных учебных
достижений обучающихся с ОВЗ и развития их социальной (жизненной) компетенции.

2.2. При определении подходов к осуществлению оценки образовательных достижений
обучающихся с ОВЗ в овладении АООП используются следующие принципы:
- дифференциация оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
-динамичность

оценки

достижений,

предполагающей

изучение

изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и
возможностей обучающихся с ОВЗ;
- единство параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки образовательных
достижений обучающихся с ОВЗ.
2.3. Оценка образовательных достижений обучающихся с ОВЗ в освоении содержания АООП
ориентирована на представленные во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО планируемые результаты
обучения. Планируемые результаты освоения АООП заносятся в рабочие программы по
предметам и курсам, в программы коррекционно-развивающих занятий и внеурочной
работы.
2.4. К формам и методам оценки предметных образовательных достижений обучающихся
в рамках организации текущего контроля успеваемости обучающихся с ОВЗ без умственной
отсталости
относятся
тематические
проверочные
(контрольные)
работы,
стандартизированные контрольные работы по итогам триместра (модуля, четверти,
полугодия), проекты, творческие работы, практические и самостоятельные работы, в том
числе выполненные с применением дистанционных технологий, устные ответы,
выразительное чтение стихов наизусть, пересказы, отметки за которые выставляются в
электронный журнал с применением коэффициентов, установленных локальными актами
Образовательной организации.
Формы и методы оценки образовательных достижений

обучающихся

с ОВЗ

без умственной
отсталости
полностью
соответствуют
требованиям
Положения о текущем контроле успеваемости, формах, периодичности и порядке
промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка.
2.5. Формы и методы оценки образовательных достижений обучающихся с ОВЗ с умственной
отсталостью соответствуют требованиям, указанным в разделе 3 настоящего Положения.
2.6. Обучающиеся с ОВЗ, занимающиеся по рекомендациям психолого-медикопедагогической комиссии с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, не освобождаются
от написания контрольных и проверочных работ по учебным предметам.
2.7. Система оценивания обучающихся с ОВЗ зависит от сроков и вида реализуемых
АООП:
2.7.1.

Балльная оценка предметных

деятельности начинается со 2 класса в

результатов образовательной
виде отметок: «5», «4», «3», «2» (в

соответствии с оценочной шкалой) для обучающихся с

ОВЗ без умственной

отсталости. Для обучающихся с ОВЗ без умственной отсталости, осваивающих АООП НОО
ОВЗ в пролонгированные сроки, вводится безотметочное обучение в 1 подготовительном
и 1 основном классах.
Оценка предметных результатов образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ с
умственной отсталостью осуществляется в соответствии с требованиями разделов 3 -5
настоящего Положения.
2.7.2. Выставляемые отметки обучающимся с ОВЗ без умственной отсталости
приравниваются
к
отметкам,
выставляемым
обучающимся
по
основным
общеобразовательным программам; отметки, выставляемые обучающимся с ОВЗ с
умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) не могут быть приравнены к
отметкам обучающихся по основным общеобразовательным программам.
2.7.3. Оценивание предметных результатов обучения обучающихся с ОВЗ с умственной
отсталостью осуществляется в соответствии с разделом 3 настоящего Положения.
2.7.4. Оценивание предметных результатов обучения обучающихся с ОВЗ без умственной
отсталости осуществляется в соответствии с нормами оценочной деятельности,
применяемыми к оцениванию обучающихся по основным общеобразовательным
программам.

2.8. Отметки за учебные периоды (модули, четверти, триместры, полугодия, год)
выставляются обучающимся с ОВЗ в соответствии с Положением о текущем контроле
успеваемости, формах, периодичности и порядке промежуточной аттестации обучающихся
МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка
2.9. Годовые отметки по всем предметам учебного плана обучающегося с ОВЗ выставляются
классным руководителем (или тьютором при его наличии в случае обучения по
индивидуальному учебному плану, при организации обучения на дому) в его личное дело
(личную карту)
2.10. Предметные результаты обучения являются основанием для решения о переводе
обучающегося с ОВЗ без умственной отсталости (без интеллектуальных нарушений) в
следующий класс.
Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке
образовательных результатов (итоговых достижений).
Решение о переводе обучающегося с ОВЗ в следующий класс принимается решением
Педагогического совета с учетом мнения психолого-педагогического консилиума
Образовательной организации.
2.11. Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы,
являющейся частью АООП, осуществляется в соответствии с еѐ требованиями.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися
с ОВЗ программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики
обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения
образовательных достижений и преодоления отклонений развития, которая может

осуществляться с помощью мониторинговых процедур: стартовой, текущей (на конец
учебного полугодия) и итоговой диагностики (на конец учебного года).
Результаты
работы не

освоения
вносятся в

фиксироваться

в

обучающегося с ОВЗ
локальными
представить

обучающимися
виде отметки в
индивидуальном

программы

коррекционной

электронный журнал,

но

образовательном

могут

маршруте

(далее - ИОМ) или иной документации в соответствии с

актами
полную

с ОВЗ

Образовательной
картину динамики

организации,

что позволяет

целостного развития

и отследить

наличие/ отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям и образовательным
достижениям данного обучающегося.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы
коррекционной работы с обучающимся с ОВЗ Психолого-педагогическим консилиумом
Образовательной организации родителям (законным представителям) выдается
рекомендация о прохождении обучающимся дополнительного обследования в ПМПК города
Кузнецка для уточнения специальных условий обучения, в том числе для уточнения вида
реализуемой АООП.
2.12. При организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для
обучающегося с ОВЗ могут создаваться специальные условия.
2.13. К специальным условиям проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся с ОВЗ относятся:
2.13.1. Работа в малой
группе(индивидуальная) с
учетом
особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;
2.13.2. Обеспечение
привычной обстановки
в классе (присутствие
своего
учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем,
шаблонов общего хода выполнения заданий);
2.13.3. Присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
2.13. 4. Адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ:
-упрощение формулировок
оформлению;

по

грамматическому

и

семантическому

-упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
-в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, еѐ озвучивание
педагогом в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
2.13.5. Адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ: более крупный шрифт, четкое
отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по
грамматическому и семантическому оформлению и др.;
2.13.6. Предоставление дифференцированной помощи:

-стимулирующей: одобрение, эмоциональная поддержка;
-организующей: привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы
напоминание о необходимости самопроверки;
-направляющей : повторение и разъяснение инструкции к заданию;
2.13.7. Увеличение времени на выполнение заданий;
-возможность организации короткого перерыва (l0-15 мин) при нарастании в поведении
обучающегося с ОВЗ проявлений утомления, истощения;
2.14. Недопустимыми при оценке образовательных достижений являются негативные
реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному
травмированию обучающегося с ОВЗ
3. Особенности оценки достижения результатов освоения АООП
обучающимися с ОВЗ с умственной отсталостью
3.1. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП, разрабатываемой в
Образовательной организации для обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее-обучающиеся с УО), должны адекватно отражать
требования ФГОС УО, передавать специфику образовательного процесса, в том числе
специфику целей изучения отдельных учебных предметов, соответствовать возможностям
обучающихся с УО.
3.2. В связи с невозможностью разработки единых (типовых) требований к результатам
образовательных достижений обучающихся с УО и в связи с несоответствием планируемых
результатов освоения АООП обучающимися с УО результатам обучения по основным
общеобразовательным программам, в том числе АООП, разработанным для обучающихся с
ОВЗ без умственной отсталости, в Образовательной организации принята адресная методика
оценки результатов освоения АООП и продвижения обучающихся с УО. С этой целью в
соответствии с требованиями ФГОС УО и рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии разрабатываются два варианта обучения по АООП для различных
категорий обучающихся с УО:
Вариант 1 АООП:
для обучающихся
с
УО
с
легкой
степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями);
Вариант 2 АООП: для обучающихся с УО с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями); с тяжелыми множественными
нарушениями развития (ТМНР).
3.3.

Освоение АООП (Варианты 1,2)

обучающимися

3.4.

обеспечивает

достижение

с УО двух видов результатов: личностных и предметных.

Организация оценки личностных

результатов освоения АООП

обучающимися с УО (Варианты 1,2).

3.4.1.Личностные результаты освоения АООП (Варианты 1,2) включают индивидуальноличностные качества, жизненные компетенции и ценностные установки обучающихся с УО,
необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие становление
социальных отношений обучающихся с УО в различных средах

3.4.2. Возможные личностные результаты освоения АООП (Варианты1,2) заносятся в
рабочие программы по предметам и курсам, в программы коррекционно-развивающих
занятий и внеурочной работы.
3.4.3. Для оценки результатов развития жизненной компетенции используется метод
экспертной группы. В ее состав входит родитель (законный представитель) обучающегося с
УО, учитель (классный руководитель, тьютор(при наличии))/, педагог-психолог, учительлогопед, учитель-дефектолог (при наличии). Задачей экспертной группы является выработка
согласованной оценки достижений обучающегося с УО в сфере жизненной компетенции.
3.4.4. Критериальным аппаратом для оценки жизненных компетенций служит перечень
возможных результатов личностного развития обучающегося с УО (Таблица 1), который
может быть дополнен с учетом индивидуальных особенностей развития обучающегося с
УО.
Таблица 1
Критерии оценки жизненных компетенций обучающегося с умственной отсталостью

Критерии

Параметры

Индикаторы

оценки
Овладение

Сформированность

Способность применять социально бытовые

социально -

социально-бытовых

бытовыми

умений в домашних

умениями,

условиях

умения под руководством взрослого
Способность обращаться за помощью при
формировании социально-бытовых умений
Способность

используемыми в

–

бытовые умения самостоятельно

повседневной
жизни

применять социально

Сформированность

Способность применять социально бытовые

социально-бытовых
умений

умения под руководством

в

в ближайшем окружении
Способность обращаться за помощью при

ближайшем

формировании

окружении

(в

школе,

со умений.

знакомыми)

взрослого

Способность

социально

-

бытовых

применять социально

–

бытовые умения самостоятельно
Сформированность

Способность применять социально бытовые

социально

– умения под руководством взрослого

бытовых умений

в

более

широкой

жизненной
ориентации (в
социуме)

Способность обращаться за помощью при
формировании

социально

бытовых

-

умений.
Способность

применять социально

бытовые умения самостоятельно

Владение

Сформированность

Способность инициировать и поддерживать

навыками

навыков

коммуникацию со взрослыми

коммуникации со

Способность

коммуникации
согласно

взрослыми

–

применять

адекватные

способы поведения в разных ситуациях
Способность обращаться за помощью

принятым

нормам и

Сформированность

Способность инициировать и поддерживать

способам

навыков

коммуникацию со сверстниками

3.4.5. Оценка личностных достижений по показателям в соответствии с п.3.4.4. настоящего
Положения производится путем фиксации фактической способности к выполнению
действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного
развития по следующей шкале, представленной в Таблице 2:
Таблица 2
Шкала оценки личностных результатов обучения

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

Количество
баллов

1. Пассивное участие / соучастие:
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо

0

сделать с ним).
2. Активное участие:
- действие выполняется ребѐнком:
со значительной помощью взрослого

1

с частичной помощью взрослого

2

по подражанию или по образцу

3

самостоятельно с помощью последовательной (пошаговой)

4

инструкции,
полностью самостоятельно

5

3.4.6. Оценка достижений личностных результатов производится 3 раза в год: на начало
учебного года, в середине учебного года (на конец 1 учебного полугодия) и в конце учебного
года.
На основании сравнения показателей оценки личностных результатов экспертная группа в
конце учебного года делает вывод о динамике развития жизненной компетенции
обучающегося с УО за год по каждому показателю Таблицы 1 по следующей шкале:
•

0 – отсутствие динамики или регресс.

•

1 – минимальная динамика.

•

3 – средняя динамика

•

4- выраженная динамика.

•

5 – полное освоение действия.

Данные показатели вносятся в индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
с ОВЗ (ИОМ) и Карту мониторинга личностных результатов обучения обучающегося с УО.
3.5 Организация оценки предметных результатов обучения по АООП обучающихся с УО.
3.5.1. Предметные результаты включают освоенные обучающимися с УО знания и умения,
специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
3.5.2. Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося с УО в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений обучающегося с УО (п. 2.10 настоящего
Положения).
3.5.3. Оценивание предметных результатов обучения по АООП осуществляется в
зависимости от варианта реализуемой АООП:
3.5.3.1.

Балльная оценка

предметных

результатов

деятельности осуществляется

только для обучающихся

АООП

класса в виде отметок:

и начинается со 2

образовательной
с УО по Варианту 1

«5»,

«4», «3», «2» ,

выставляемыми в соответствии с Приложением 2 к настоящему Положению;
обучение в

1 подготовительном

и 1

основном

классах является

безотметочным.
Выставляемые

отметки

показателем успешности

обучающемуся
продвижения

с ОВЗ с УО являются лишь

обучающегося

по

отношению к

самому себе.
3.5.3.2. Оценка предметных результатов

образовательной

обучающихся с глубокой УО и ТМНР, обучающихся по

деятельности
Варианту 2 АООП в

соответствии с ФГОС УО, проводится без выставления отметок.
Для каждого

обучающегося с глубокой УО

и ТМНР разрабатываются

специальные индивидуальные программы реабилитации (далее-СИПР), в которых
указываются, какими умениями и навыками он должен овладеть, а также метод оценки
знаний обучающегося с УО.
3.6. При оценке результатов освоения рабочих программ по предметам, педагогические
работники определяют в соответствии с п. 3.5. настоящего Положения уровень
потенциальных возможностей каждого обучающегося УО исходя из рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии,
структуры
дефекта,
достигнутых
образовательных результатов, согласно которому используются рекомендованные п.3.5.3
настоящего Положения подходы к оцениванию знаний по предметам и успешности его
продвижения:
• обучающиеся с ОВЗ с легкой степенью умственной отсталости (Вариант 1
АООП): обучающиеся, способные в полном объѐме освоить АООП для обучающихся
с ОВЗ (с нарушением интеллекта). Они обучаются достаточно успешно, понимают
фронтальное объяснение, способны самостоятельно применять полученные знания с
опорой на наглядность.
•

обучающиеся с ОВЗ с умеренной (средней) степенью умственной отсталости
(Вариант 2 АООП): обучающиеся, способные освоить АООП с дозированной по
интенсивности и по сложности материала индивидуальной образовательной
нагрузкой. Обучающиеся данной категории, в силу структуры дефекта, испытывают
трудности при усвоении программного материала и нуждаются в разнообразных видах
помощи: словесно-логической, наглядной и предметно-практической. Они способны
применить правила только при выполнении аналогичного задания, при этом, каждое
измененное задание воспринимается ими как новое.

•

обучающиеся с ОВЗ с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, с
ТМНР (Вариант 2 АООП): обучающиеся не способные освоить программу, кроме
отдельных разделов, избирательно, в зависимости от степени выраженности дефекта,
под контролем и с помощью взрослого в сопряжѐнном режиме.

3.7. АООП Варианта 1 определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
3.8. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с УО;
отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися с УО c легкой и умеренной
(средней) умственной отсталостью по отдельным предметам не является препятствием к
продолжению образования по АООП Варианта 1.

3.9. В случае, если обучающийся с УО не достигает минимального уровня овладения по всем
или большинству учебных предметов, то с согласия родителей (законных представителей)
Образовательная организация и при условии соответствующего заключения
психолого-медико-педагической комиссии
может перевести обучающегося с
УО на обучение по
АООП Варианта 2.
3.10. Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным
для всех обучающихся с УО.
3.11. Минимальный
и
достаточный уровень
достижения предметных
результатов фиксируются в рабочих программах по предметам и курсам
3.12. По завершению реализации АООП для обучающихся с УО проводится итоговая
аттестация, содержание и процедуру проведения которой Образовательная организация
разрабатывает самостоятельно в зависимости от вида реализуемой АООП и индивидуальных
особенностей обучающегося с УО.
4. Особенности организации текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации обучающихся с УО по Варианту 1 АООП

4.1. Организация текущего контроля успеваемости (порядок, периодичность, сроки
проведения, обязательные формы и их количество) осуществляется с учетом особенностей
психофизического развития и возможностей обучающегося с УО, рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии и Индивидуальной программы реабилитации для детейинвалидов, определяется учителем, ведущим учебный предмет, учитывается при
планировании прохождения учебного материала на учебный год.
4.1.1. Текущий контроль выполняет прогностическую (диагностическую) функцию для
получения опережающей информации для прогнозирования хода изучения учебного
материала в определенный учебный период и своевременной коррекции ИОМ обучающегося
с УО.
4.1.2. Целями текущего контроля успеваемости являются:
-определение уровня и оценка степени освоения обучающимся с УО пройденных на период
проверки тем и разделов рабочих ( учебных) программ по предметам;
-обнаружение (выявление) пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающегося с УО
доступного им объема программного материала, принятие своевременных мер к устранению
этих пробелов, предупреждения неуспешности обучения по данному варианту АООП;
-обеспечение оперативного управления учебным процессом, своевременное внесение
элементов коррекции в индивидуальные учебные планы (далее – ИУП).
4.1.3. К формам и методам оценки предметных образовательных достижений обучающихся с
УО в рамках организации текущего контроля успеваемости относятся тематические
проверочные работы, контрольные работы по итогам четвертей, полугодия, года.
4.1.4. Для

проведения объективного текущего

педагогическими работниками

должны

измерительные материалы с учетом того уровня,

контроля успеваемости,

разрабатываться

контрольно-

который смогли достичь

обучающиеся с УО в процессе обучения и позволяющие оценивать степень личного
продвижения обучающегося с УО в освоении тем, разделов рабочих (учебных) программ.
4.1.5. В один учебный день для обучающихся с УО допустимо проводить только одну
письменную контрольную работу, а в течение учебной недели - не более двух. Не
рекомендуется проводить контрольные работы в первый день после каникул, первый и
последний дни недели.
4.1.6. Выставление отметок обучающимся с УО за устные ответы и письменные работы
проводится в соответствии с Приложением 2 к настоящему Положению или с учетом объема
правильно выполненных заданий:
• «5» ( отлично) – правильно выполнено свыше 65% задания;
• «4» ( хорошо) - правильно выполнено от 51% до 65% задания
• «3» (удовлетворительно) - правильно выполнено от 35% до 50% задания.
Способ выставления отметок определяется педагогическим работником самостоятельно в
зависимости от вида выполняемых обучающимся с УО заданий (вида работы).
4.1.7. Проверяются все письменные работы обучающегося с ОУ. В рабочих тетрадях ведется
систематическая работа над ошибками.
4.1.8. При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные
особенности интеллектуального развития обучающегося сУО, состояние его эмоциональноволевой сферы, при необходимости создавая специальные условия в соответствии с п. 2.13.
настоящего Положения
4.1.9. При оценке письменных работ обучающихся с

УО, страдающих

глубоким расстройством моторики, не снижается отметка

за плохой почерк,

неаккуратность письма, качество записей и чертежей.
4.2. Организация промежуточной аттестации обучающихся
оценивание образовательных результатов по итогам

с
учебных

УО

и

периодов

(полугодия, года).
4.2.1. Промежуточная (полугодовая, годовая) аттестация обучающихся с УО – процедура
установления уровня достижения промежуточных результатов освоения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных АООП.
4.2.2. Промежуточная аттестация направлена на установление фактического уровня
освоения АООП обучающимися с УО и является средством контроля за выполнением
рабочих (учебных) программ и календарно-тематического графика изучения учебных
предметов
4.2.3. Промежуточная аттестация обучающихся с УО подразделяется на полугодовую и
годовую оценку образовательных результатов .
4.2.4. Промежуточная аттестация по полугодиям проводится для обучающихся
с УО 2-9 классов. Обучающиеся аттестуются по всем предметам учебного плана.

4.2.5. Отметка обучающимся за полугодие выставляется по результатам текущего контроля
успеваемости (текущих отметок).
4.2.6. При выставлении итоговых оценок за полугодие педагогические работники
руководствуются следующим:
а) основанием для аттестации обучающихся за полугодие является наличие не менее:
• 3 оценок - при нагрузке 1 час в неделю;
• 5 оценок - при нагрузке 2 часа в неделю;
• 7 оценок при нагрузке 3 и более часов в неделю;
По распорядительному акту руководителя Образовательной организации (заместителя
директора –при делегировании полномочий) промежуточная аттестация по отдельным
предметам обучающихся с УО допускается при меньшем количестве оценок при наличии
объективной причины, не зависящей от самих обучающихся и препятствующей получению
ими необходимого минимума оценок;
б) При переводе среднего балла индивидуальных достижений
обучающихся с УО,
рассчитанного системой электронного журнала на конец полугодия в пятибалльную
отметку, выставляемую обучающимся в качестве промежуточной за полугодие по учебным
предметам, отметки выставляются по среднему баллу по правилам математического
округления.
4.2.7. Промежуточная годовая аттестация обучающихся с УО 2-9 классов по учебному
предмету осуществляется на основе отметок за полугодия.
4.2.8. При выставлении итоговых оценок за год педагогические работники
руководствуются следующим:
а) итоговая отметка выставляется по правилам математического округления.
4.3. Результаты промежуточной годовой аттестации обучающихся с УО по Варианту 1 АООП
не являются основанием для перевода их в следующий класс, но лежат в основе принятия
коллегиального решения Психолого-педагогической- комиссии Образовательной
организации о продолжении обучения по Варианту 1 АООП или рекомендаций родителям
(законным представителям) обучающегося с УО об уточнении специальных условий
обучения для его перевода на обучение по Варианту 2 АООП.
5. Особенности оценки предметных результатов обучения по Варианту2 АООП
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
5.1. Оценка предметных образовательных результатов обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (далее –
обучающиеся с глубокой УО) проводится без выставления отметок.
5.2. Промежуточная полугодовая и годовая аттестация обучающихся с глубокой УО
осуществляется в течение последних двух недель учебного периода(полугодия, года) года
путем наблюдения за выполнением обучающимся специально подобранных заданий,
позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности

обучения важно учитывать затруднения обучающихся с глубокой УО в освоении отдельных
предметов (курсов) и образовательных областей, которые не должны рассматриваться как
показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
5.3. Система оценки образовательных результатов отражает степень выполнения
обучающимся с глубокой УО СИПР и учитывает следующие компоненты:
•

что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

•

что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

•

насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

5.4. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом
психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых,
предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов
заданий обучающимся с глубокой УО должна оказываться помощь: разъяснение, показ,
дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию,
совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений
необходимо учитывать степень самостоятельности выполнения заданий обучающимся с
глубокой УО.
5.5. Оценка результативности обучения осуществляется через комплексные показатели,
основанные на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий и
степени самостоятельности выполнения заданий обучающимся с глубокой УО по каждому
предмету.
Показатели комплексной оценки предметных результатов обучения представлены в Таблице
3
Таблица 3
Показатели оценки предметных образовательных результатов

№

Показатели комплексной оценки предметных образовательных

п/п

результатов

1

Сформированность представлений
Представление отсутствует
Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использования с косвенной подсказкой (изображение)
- самостоятельного использования

2

Оценка достижений предметных результатов по практической
составляющей(фактическая способности к выполнению учебного действия)
- не выполняет, помощь не принимает

- выполняет совместно с педагогом при значительной

тактильной помощи.

- выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или
после частичного выполнения педагогом.
- выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу
- выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
- выполняет самостоятельно по вербальному заданию
3

Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей
(фактическая способность к воспроизведению (в т.ч. и невербальному)
знания)
- не воспроизводит при максимальном объеме помощи педагога
- воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами
- воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками
- воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
- воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок
- воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу

5.6. Продвижение обучающегося с УО относительно самого себя отслеживается на основании
сравнения показателей в соответствии с п.5.6. настоящего Положения за первое и второе
полугодие учебного года , которые фиксируются в ИОМ обучающегося с ОВЗ и в Карте
мониторинга предметных результатов обучения (Приложение 3 к настоящему Положению)
Педагог делает вывод о динамике усвоения обучающимся с глубокой УО учебного
материала за учебный год по каждому предмету по всем показателям по следующей шкале:
•

0 - отсутствие динамики или регресс.

•

1 - динамика в освоении минимум одной операции, действия.

•

2 - минимальная динамика.

•

3 - средняя динамика.

•

4 - выраженная динамика.

•

5 - полное освоение действия.
6. Порядок перевода обучающихся с ОВЗ в следующий класс, ликвидации
академической задолженности

6.1.

Решение о переводе обучающихся с ОВЗ

в

принимается Педагогическим советом Образовательной организации.

следующий класс

6.2.

Порядок перевода

умственной отсталости

в следующий класс обучающихся с
определяется Положением

о

текущем

ОВЗ без
контроле

успеваемости, формах, периодичности и порядке промежуточной аттестации обучающихся
МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка

6.3.

Неудовлетворительные

результаты

обучающихся с ОВЗ без умственной
учебным предметам АООП или
аттестации при
задолженностью.

отсутствии

промежуточной

аттестации

отсталости по одному или нескольким
непрохождение

уважительных

причин

ими промежуточной
признаются

академической

6.4. Обучающиеся с ОВЗ без умственной отсталости, не прошедшие промежуточную
аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность,
переводятся в следующий класс условно
6.5. Обучающиеся с
академическую

ОВЗ без умственной
задолженность.

отсталости
обязаны
ликвидировать
Порядок ликвидации академической

задолженности обучающихся с ОВЗ без умственной отсталости определяется Положением о
текущем контроле успеваемости, формах, периодичности и порядке промежуточной
аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка
6.5. Обучающиеся с ОВЗ без умственной отсталости, не ликвидировавшие в установленные
сроки академической задолженности с момента ее образования, с согласия родителей
(законных представителей) направляются Психолого-педагогическим консилиумом
Образовательной организации на обследование в ПМПК города Кузнецка для уточнения
индивидуального образовательного маршрута, возможного изменения АООП, либо
переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану, повторное обучение, и т.п.
6.9. Образовательная организация уведомляет родителей (законных представителей)
обучающегося с ОВЗ без умственной отсталости о необходимости принятия решения об
организации дальнейшего обучения ребенка в письменной форме.

6.5. Обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью переводятся в следующий класс вне
зависимости от предметных результатов обучения.
6.6. В случае получения неудовлетворительных образовательных результатов по одному или
нескольким предметам (отметка «2» по итогам года) обучающийся с УО по Варианту 1
АООП по рекомендации Психологопедагогического консилиума Образовательной организации и выбору родителей (законных
представителей) :
6.6.1. При положительной динамике личностных результатов обучения:
-переводится в следующий класс без пролонгированного срока обучения;

- переводится в следующий класс с возможностью пролонгированного обучения (при
условии соблюдения сроков реализации АООП (9/12/13 лет);
6.6.2. При отсутствии положительной динамики личностных результатов обучения или их
регрессе:
-переводится в следующий класс с возможностью пролонгированного обучения (при условии
соблюдения сроков реализации АООП (9/12/13 лет);
-направляется на обследование в ПМПК города Кузнецка для уточнения специальных
условий обучения и возможности перевода на обучение по АООП Варианта2.

7.Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение обязательно для исполнения участниками образовательных
отношений.
7.2.

За

нарушение

требований

настоящего

Положения

работники

Образовательной организации, осуществляющие педагогическую деятельность, несут
дисциплинарную ответственность. в соответствии трудовым законодательством Российской
Федерации.
7.3. Настоящее Положение согласовывается с Педагогическим советом и вступает в силу со
дня его утверждения приказом руководителя Образовательной организации.
7.4.

Положение

доводится

до

сведения

участников

образовательных

отношений путем размещения его редакции на официальном сайте Образовательной
организации

Приложение 1

Карта мониторинга личностных результатов обучения
обучающегося с УО___________________________

Параметры

оценки

Индикаторы

Уровень

оценки

мика

сти

на

жизненных

Нанача
логода

компетенций

Дина

сформированно

Наконец1пол
угодия
Након
ецгода

Критерии

конец

учеб
обучающегос
ного
я
года

Овладение

Сформирован-

Способность

применять

социально -

ность

социально-бытовые

бытовыми

социально-

под руководством взрослого

умениями,

бытовых умений в

умения

Способность обращаться за

используемы

домашних

помощью при

ми в

условиях

социально-бытовых умений

повседневной

Способность

жизни

формировании

применять

социально – бытовые умения
самостоятельно
Сформирован-

Способность

применять

ность

социально

социально-

бытовые

умения

под руководством взрослого в

бытовых умений в

ближайшем

окружении

ближайшем

школе, со знакомыми )

окружении

(в

школе,

со помощью при

знакомыми)

(в

Способность обращаться за
формировании

социально - бытовых умений.
Способность

применять

социально – бытовые умения
самостоятельно
Сформированность

Способность
социально

социально

бытовые

умения

– под руководством взрослого
Способность обращаться за

бытовых умений в
более

применять

широкой помощью при

жизненной

социально - бытовых умений.
Способность

ориентации (в
социуме)

формировании

социально –

применять

бытовые умения

самостоятельно
Владение

Сформирован-

навыками

ность

коммуникаци навыков
и согласно

коммуникации со

принятым

взрослыми

Способность инициировать
и

поддерживать

коммуникацию со взрослыми
Способность
адекватные

применять
способы

нормам и

поведения в разных ситуациях

способам
Способность обращаться за
социального
помощью
взаимодейст
Сформирован-

Способность инициировать

вия, в том
ность навыков

и поддерживать

числе с
коммуникации со

коммуникацию

со

использовани
сверстниками

сверстниками

ем
Способность

применять

информацион
адекватные

способы

ноповедения в разных ситуациях
коммуникаци
Способность обращаться за
онных
помощью

технологий
Владение

Способность

использовать

средствами

разнообразные

средства

коммуникации

коммуникации

согласно

ситуации,

в

том

числе

информационнокоммуникационные
технологии)
Адекватность

Способность

правильно

применения

применить

способы

способов

социального

социального

согласно

взаимодействия

нормам в зависимости от

взаимодействия
общепринятым

ситуации

Шкала для оценки уровня сформированности показателей личностных результатов
обучения:
Уровни освоения (выполнения) действий / операций

Количество
баллов

1. Пассивное участие / соучастие:
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо

0

сделать с ним).
2. Активное участие:
- действие выполняется ребѐнком:
со значительной помощью взрослого

1

с частичной помощью взрослого

2

по подражанию или по образцу

3

самостоятельно с помощью последовательной (пошаговой)

4

инструкции,
полностью самостоятельно

5

Шкала для оценки динамики показателей личностных результатов обучения:
•

0 – отсутствие динамики или регресс;

•

1 – минимальная динамика;

•

3 – средняя динамика;

•

4- выраженная динамика;

•

5 – полное освоение действия.

Приложение 2

Рекомендации по оцениванию индивидуальных образовательных
достижений обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
1. При оценивании устных ответов по учебным предметам принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала; полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может
с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» выставляется, если обучающийся не понимает тему, не излагает учебный
материал.
2. При оценке письменных работ по предметам области «Язык и речевая практика»
(письмо, развитие речи, русский язык, речевая практика) следует руководствоваться
следующими нормами:

I-IVклассы
• Отметка «5» ставится за работу без ошибок;
• Отметка «4» ставится за работу с одной- тремя ошибками;
• Отметка «3» ставится за работу с четырьмя - пятью ошибками;
• Отметка «2» за работу с шестью и более ошибками

V-IX классы
• Отметка «5» ставится за работу без ошибок;
• Отметка «4» ставится за работу с одной- тремя ошибками;
• Отметка «3» ставится за работу с четырьмя - шестью ошибками;
• Отметка «2» ставится за работу с семью и более ошибками
В письменных работах не учитываются 1-2 исправления.
Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует одной орфографической
ошибке.

Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• все однотипные специфические ошибки
• повторение ошибок в одном и том же слове; если подобная ошибка на это правило
встречается в другом слове, она учитывается;
• две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того
же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать
индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них ошибками являются
замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки,
добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова).
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений,
искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не
связано с нарушением моторики у обучающегося.

При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
• Отметка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение
грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу
выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления;
• Отметка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение
изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;

• Отметка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание
изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5
ошибок или не справляется с половиной заданий;
• Отметка «2» ставится, если обучающийся не справился ни с одним из заданий.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание
орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе
установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию
слов по грамматическим признакам.
Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматикоорфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ.
Основные виды контрольных работ во 2-м -9-х классах - списывание и диктанты.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует
избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не
изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить,
выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть
понятными обучающемуся с умственной отсталостью
Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое
правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Примерный объем текстов контрольных работ:
1 класс - 8-10 слов (на конец учебного года),

2 класс - в начале года-10-12 слов, к концу года -16-18 слов,
3 класс - 20-25 слов,
4

класс - 30-35 слов,

5

класс - 45-50 слов,

6-7 класс - 65-70 слов,
8-9 класс - 75-80 слов.

3.
При оценке письменных работ по предметам «математика», «математические
представления» следует руководствоваться следующим.

Знания, умения и навыки по математике оцениваются по результатам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ.
При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных работ, при этом
учитываются особенности развития обучающегося с умственной отсталостью.
По своему содержанию письменные работы могут быть однородными (только задачи,
только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными.
Объѐм контрольной работы должен быть таким, чтобы на еѐ выполнение требовалось: во
2 - 3 классах - 25-45 минут, в 4-9 классах 35-45 минут, причем за указанное время
обучающиеся не только должны выполнить работу, но и проверить еѐ.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или
1¬3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи, примеры в
одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий в
соответствии с рабочими программами), математический диктант, сравнение чисел и
математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие
геометрические задания.
При оценке письменных работ обучающихся по данным предметам грубыми ошибками
следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения
алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и
построение геометрических фигур по образцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых
данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки
вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая
неточность в измерении, черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
При оценке комбинированных работ:
• Отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
• Отметка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки или 1-2 грубые
при правильно решенной задаче;
• Отметка «3» ставится, если задача не решена, но правильно выполнены другие
задания, или половина задач решена и правильно выполнена часть других заданий;
• Отметка «2» ставится , если в работе большая часть заданий не выполнена (или
выполнена с ошибками).
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
• Отметка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.

• Отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки или 1 грубая;
• Отметка «3» ставится, если допущены 2-3грубые ошибки или 3-4 негрубые;
• Отметка «2» может выставляться, если допущено более 3 грубых
ошибок. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим
содержанием:
• Отметка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
• Отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач
на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно;
• Отметка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на
вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение
выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе
бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
• Отметка «2» выставляется, если ни одна из задач не решена.
4 .Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением
и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание
успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и
выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на
вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году
обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или
комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления
отдельных умений и навыков по чтению. Возможно в отдельных случаях выведение
оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть
использована в основном на обобщающих уроках..
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные
тексты.
Нормативы для оценки читательских умений (количество слов в минуту) на полугодие
и конец года представлены в Таблице 1
Таблица 1
Нормативы для оценки читательских умений
обучающегося с умственной отсталостью

Класс

1 уровень

2 уровень

(без нарушения

(незначительные

3 уровень(выраженные
нарушения речи, отсутствие

произношения)

речевые нарушения)

речи)

слов/мин

слов/мин

1

8 - 10

5

Проводится

2

15 - 20

10 - 15

индивидуальных

3

25 - 30

15- 25

особенностей

4

35 - 40

30-35

потенциальных возможностей

5

45- 60

40-50

обучающегося, отслеживается
динамика

6

60 - 65

с

учетом

и

относительно

55-60
самого ребѐнка (учитываются
буквы,слоги,

7

70 - 80

отдельные

60-70
слова)

8

80 - 90

70-80

9

90 -100

80-90

В начале учебного года читательские умения проверяются по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки состоит в выявлении
продвижения каждого обучающегося, причин испытываемых им затруднений для оказания
индивидуальной коррекционной помощи.
Оценивание читательских умений:
II класс
• Отметка «5» ставится, если обучающийся читает по слогам (с переходом к концу года
на чтение целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными
ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по
содержанию прочитанного; может пересказать прочитанное
с незначительной помощью (полно, правильно, последовательно);
• Отметка «4» ставится, если обучающийся: читает по слогам, затрудняясь читать
целиком даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении
синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе
содержания, но исправляет их с помощью учителя;
• Отметка «3» ставится обучающемуся, если он: затрудняется в чтении по слогам
трудных слов; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении
синтаксических пауз; отвечает на вопросы односложно и испытывает трудности при
пересказе содержания.

• Отметка «2» ставится, если обучающийся не овладел слоговым чтением.
III—IV классы:
• Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами правильно, с
одной - двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с
соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе-логических ударений;
отвечает на вопросы и может передать содержание прочитанного полно, правильно,
последовательно с незначительной помощью;
• Отметка «4» ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами, некоторые
трудные слова -по слогам; допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдении
смысловых пауз, в IV классе- логических ударений; допускает неточности в ответах
на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с
незначительной помощью учителя;
• Отметка «3» ставится обучающемуся, если он: читает, в основном, целыми словами,
трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении
синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на
вопросы односложно и способен пересказать содержание прочитанного с помощью
учителя;
• Отметка «2» ставится обучающемуся, если он допускает более пяти ошибок, не
способен пересказать содержание прочитанного.
• Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: читает правильно, бегло (согласно
индивидуальному темпу чтения), выразительно с соблюдением норм литературного
произношения; способен выделить с незначительной помощью учителя основную
мысль произведения или части рассказа; делить текст на части и озаглавливать их;
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
отвечает на вопросы и передает по плану содержание прочитанного полно, правильно,
последовательно;
• Отметка «4» ставится обучающемуся, если он читает, в основном, правильно,
выразительно, бегло (согласно индивидуальному темпу чтения); допускает одну-две
ошибки при чтении, допускает неточности в выделении основной мысли
произведения или части рассказа; называет главных действующих лиц произведения,
характеризует их поступки с помощью учителя; допускает незначительные
неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания;
• Отметка «3» ставится обучающемуся, если он читает по слогам, недостаточно
правильно, выразительно; допускает 3-5 ошибок при чтении, не соблюдает паузы,
знаки препинания, допускает ошибки в постановке логических ударений; выделяет
основную мысль произведения или части рассказа только с помощью учителя;
затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их
поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно,
допускает искажение воспроизведения.
• Отметка «2» ставится обучающемуся, если он допускает более 5 ошибок при чтении,
не соблюдает пауз, не отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

5. Оценивание результатов обучения по предметам образовательной области «Технология»:
«Ручной труд» в 1-4 классах учителями начальных классов (или учителями-предметниками,
ведущими данный предмет у обучающегося с умственной отсталостью), обучающихся 5-9
классов по предмету «Профильный труд» -учителями технологии осуществляется с учѐтом
индивидуальных возможностей каждого обучающегося.
Критерии выставления отметок обучающимся :
• Отметка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при
выполнении практической работы и может выполнить еѐ, используя план или образец,
а также проанализировать и оценить качество своей работы;
• Отметка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых операций
испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном
выполнении практического задания и его анализе;
• Отметка«3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно задания по
аналогии и при различных видах помощи учителя; не способен обобщить и
проанализировать свою работу.
• Отметка «2» ставится, если обучающийся не выполняет задания.
6. При оценивании образовательных результатов по физической культуре учитываются
индивидуальные возможности обучающихся с умственной отсталостью, уровень их
физического развития, двигательные возможности.
Главными требованиями при оценивании умений и навыков является выполнение
изучаемых упражнений, при этом учитывается, как обучающийся:
- овладел основами двигательных навыков;
- проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
- понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
- пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения
упражнений; - относится к урокам
- соблюдает дисциплину.
Последние два требования не влияют на отметку.
Критерии оценивания :
• Отметка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает и
выполняет физические упражнения с незначительной организующей помощью
учителя; темп деятельности сохраняется до конца урока на среднем уровне;
• Отметка «4» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает
частично, с помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными
ошибками и искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности;
темп деятельности средний, но к концу урока снижается;

• Отметка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает
избирательно и частично, выполняет физические упражнения механически и только с
помощью учителя, темп деятельности на низком уровне.
• Отметка «2» ставится, если учебный материал обучающийся не усваивает.
7. Музыкальное воспитание обучающихся с умственной отсталостью - это специально
организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного развивающего образовательного процесса, цель которого - формирование музыкальной
культуры как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений,
коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии обучающихся.
Критерии оценивания обучающихся с умственной отсталостью по учебному предмету
«Музыка»:
• Отметка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету,
знает основные музыкальные инструменты, способен различать изученные жанры
музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен,
самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных
произведениях.
• Отметка «4» ставится, если обучающийся проявляет интерес к предмету, знает
основные музыкальные инструменты, способен с помощью учителя различить
изученные жанры музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении;
отвечает на вопросы о прослушанных произведениях с незначительной помощью
учителя.
• Отметка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые
музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает
простейшие мелодии и исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в
процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности.
• Отметка «2» ставится, если обучающийся не реагирует на знакомые музыкальные
произведения, не узнает основные музыкальные инструменты, не запоминает
простейшие мелодии и не исполняет их.
8. Оценивание обучающихся по предмету «Изобразительное искусство».
Предмет изобразительное искусство решает задачи приобщения обучающихся с умственной
отсталостью к творческому использованию изобразительной деятельности как средству
компенсаторного развития процессов познавательной деятельности. Критерии оценивания
обучающихся по предмету «Изобразительное искусство»:
• Отметка «5» ставится, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги
зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки
изображает предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь;
различает цвета и их оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться
инструментами для рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с
изображѐнным предметом, исправляет неточности; способен видеть, чувствовать и
изображать красоту окружающего мира.

• Отметка «4» ставится, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от
пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает
основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной
геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными
линиями для изображения рисунка и его проверки; умеет пользоваться основными
инструментами для рисования; сравнивает свой рисунок с изображѐнным предметом,
исправляет неточности с помощью учителя; способен видеть, чувствовать красоту
природы, человека;
• Отметка «3» ставится, если обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги
по образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по
шаблону; умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно;
различать основные цвета и соотносить их с образцом.
• Отметка «2» ставится, если обучающийся не способен ориентироваться на листе
бумаги по образцу, рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету,
по шаблону; не умеет пользоваться основными инструментами для рисования; не
различает основные цвета.
Приложение 3

Карта мониторинга оценки предметных образовательных
результатов обучающегося с УО
____________________________________________
_______________________________ учебный год

№
п/п

Показатели комплексной оценки предметных
образовательных результатов

1 Сформированность представлений
Представление отсутствует
Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использования с косвенной подсказкой
- самостоятельного использования

Название
предмета_____________

1

2

Динамика

полуго

полуго

на конец

дие

дие

года

2

Оценка достижений предметных результатов по
практической составляющей(фактическая
способности к выполнению учебного действия)
- не выполняет, помощь не принимает
- выполняет совместно с педагогом при
значительной

тактильной помощи.

- выполняет совместно с педагогом с
незначительной тактильной помощью или после
частичного выполнения педагогом.
- выполняет самостоятельно по подражанию, показу,
образцу
- выполняет самостоятельно по словесной
пооперациональной инструкции.
- выполняет самостоятельно по вербальному
заданию
3

Оценка достижений предметных результатов по
знаниевой составляющей (фактическая способность к
воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания)

- не воспроизводит при максимальном объеме
помощи педагога
- воспроизводит по наглядным опорам со
значительными ошибками и пробелами
- воспроизводит по наглядным опорам с
незначительными ошибками
- воспроизводит по подсказке с незначительными
ошибками.
- воспроизводит по наглядным опорам или
подсказкам без ошибок

- воспроизводит самостоятельно без ошибок
по вопросу

Шкала для оценки динамики показателей предметных результатов обучения:
• 0 – отсутствие динамики или регресс;
• 1 – минимальная динамика;
• 3 – средняя динамика;
• 4- выраженная динамика;
5 – полное освоение действия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».