Школьное СОобщество «Краевед и патриот»
10.04.2024
Школьное сообщество
«Краевед и патриот»

О краеведении и не только
Краеведение – это всё равно, что признание в любви к своей малой Родине, к её истории и культуре.
По словам Д.С. Лихачёва: «Когда мы узнаём, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нём, что в нём было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и город, чью историю мы познаём. Преобразуется ландшафт, если мы знаем, какие события в нём происходили, какие битвы тут разыгрывались, чьи судьбы решались».
Краеведческая работа способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Она расширяет кругозор учащихся, совершенствует их умение самостоятельно добывать знания, способствует формированию у них творческого мышления, познавательного интереса, наблюдательности, твердых убеждений, вырабатывает умения и навыки практического применения полученных знаний в жизни.
Краеведение, объединяя материалы по территориальному признаку, позволяет и взрослым, и учащимся углубить представление о своей малой родине. Оно играет огромную роль в воспитании патриотизма, чувства гордости и уважения за наших предков. Приобщая школьников к краеведческой работе, мы помогаем им осознать свою сопричастность к прошлому родного села, города, области, края.
В процессе краеведческой работы ставятся определенные образовательные и воспитательные задачи:
- изучение истории родного края, обычаев и традиций народов, проживающих в нем;развитие познавательной, творческой деятельности;
- обучение ведению посильной исследовательской работы, сбору материалов, классификации, сопоставлению их;
- обучение умению использовать различные источники краеведческой информации и научно - вспомогательных материалов;
- приобщение к миру прекрасного, формирование чувств патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям;
- воспитание духовности, нравственности.
Более 3-х лет (создано в сентябре 2017 года) в нашей школе действует
школьное сообщество «Краевед и патриот»,
которое возглавляет учитель истории и обществознания
Спирина Ольга Алексеевна
- «Почетный работник общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образования.
Стаж педагогической работы 38 лет.
Стаж работы в школе № 2 г. Кузнецка – 38 лет
К краеведческой работе дети в нашей школе приобщаются с младшего возраста. Сначала это посещение музея, небольшие рассказы о жизни родственников, жителей города и области. Затем - организация тематических экскурсий, далее - приобщение к поисковой работе. Позже эти дети становятся активными краеведами.
Наша школа - ресурсный центр микрорайона, поэтому у нас сложилась определенная система взаимоотношений. Краеведами у нас становятся и ученики, и учителя, и жители микрорайона.
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней», - писал советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор Д.С. Лихачев.
Мы считаем, что краеведение - это наиболее доступная и эффективная форма патриотического воспитания, основа воспитания гражданина и патриота.
Велико значение краеведения в трудовом воспитании, а также в профессиональной ориентации школьников.
Формы организации изучения своего края разнообразные: встречи с интересными людьми; наблюдение на местности; беседы; лекции, экскурсии по родному краю; экскурсии-практикумы на местные производства и в природу, посещение музеев, «Вахты славы и памяти», поисковые проекты, участие в научно-исследовательских конференциях, акциях и конкурсах различного уровня.
Используем компьютерные технологии и различные методы краеведческой работы:
- Метод исследования и метод исследования своей местности;
- Работа с литературными источниками;
- Картографический метод;
- Статистические методы;
- Метод анкетирования;
- Метод полевых наблюдений;
- Зарисовки, фото- и видеосъемки;
- Сравнительно-исторический и т. д.
К дополнительным методам изучения края, которые мы используем, можно отнести:
1. Интегрирование, взаимосвязанное ведение разнообразных организационных форм и методов
познавательной деятельности от получения готовых знаний о крае до его изучения в процессе
углубленного исследовательского поиска, представляющего научный и общественно полезный интерес.
2. Организацию положительного опыта, его анализ, корректировку, описание, пропаганду.
Следует опираться на все ценное, что добыто трудом поколений российских краеведов,
разработано отечественной и зарубежной краеведческой мыслью, используя сложившиеся традиции, разрабатывая новые методы, изучая историю края.
3. Наблюдения, анкетирование, беседы, изучение учебных и исследовательских работ – докладов, сообщений, сочинений, материалов походов, экспедиций и т. д.
В ШКОЛЕ СОЗДАНО И УСПЕШНО РАБОТАЕТ
ШКОЛЬНОЕ БЮРО ЭКСКУРСОВОДОВ
Патриотические маршруты «Этих дней не смолкнет слава», «Покорители Арктики и Антарктики», разработанные туристско - информационным центром Пензенской области

https://cloud.mail.ru/public/VnEv/7nPZx49QP

https://drive.google.com/file/d/1dko30sQQc5QorOW033zaykqD-T7101eu/view?usp=sharing
Данные маршруты направлены на патриотическое воспитание подрастающего поколения и позволят школьникам прикоснуться к героическому прошлому своей страны и почувствовать сопричастность к подвигу своих земляков
Мероприятия/экскурсии по краеведению, предлагаемые нашим агентством
Результаты нашей работы:
2018 год
Еникеева Алина - Победитель
областной научно-практической конференции «Люблю тебя, мой край родной!».
Руководитель – Спирина О.А., учитель истории и обществознания
Баранова Анастасия - Призер
(работы опубликованы в сборнике, изданном Министерством образования Пензенской области и региональной татарской автономией).
Руководитель – Спирина О.А., учитель истории и обществознания
Баранова Анастасия- Призер
Регионального конкурса «В.О.Ключевский – выдающийся ученый и просветитель»
IV открытая интегрированная олимпиада «Гуманитарии XXI века».
Руководитель – Спирина О.А., учитель истории и обществознания
Баранова Анастасия -1 место, Филимонова Анастасия -2 место
VIII открытая олимпиада по обществознанию памяти В.О.Ключевского.
Руководитель – Спирина О.А., учитель истории и обществознания
Кошелева Дарья (призер), Баранова Анвастасия (призер), Филимонова Ангелина
(призер), Зотов Сергей (призер), Спирин Алексей (призер) -
Региональный конкурс творческих проектов «Моя семейная реликвия»
Руководитель – Спирина О.А., учитель истории и обществознания
Ушаков Никита (победитель) -
Региональная научно-практическая конференция «Старт в науку»
Руководитель – Спирина О.А., учитель истории и обществознания
Наумова Екатерина (победитель) -
Региональный конкурс рефератов «Значение участия населения в системе местного самоуправления»
✭✭✭ Лисин Артем – научно-исследовательская работа «Человек и автомобиль.2 судьбы». Победитель научно-исследовательской конференции «Старт в науку»
Руководитель – Спирина О.А., учитель истории и обществознания
- (см. презентацию №1 в приложении)
✭✭✭ Школьный Проект «Бессмертный полк» (200 участников (учащиеся, педагоги).
Руководители – учитель истории и обществознания Спирина О.А., педагог-организатор Карпушкина С.С.
2019 год
Баранова Ольга (победитель) - Региональный конкурс «Дети и правнуки Победы».
Руководитель – Спирина О.А., учитель истории и обществознания
Еникеева Алина (победитель) - Региональный конкурс творческих проектов
«Моя семейная реликвия» .
Руководитель – Спирина О.А., учитель истории и обществознания
Захаров Никита (2 место) -
Региональный тематический конкурс «Церковь в истории Пензенского края. Уроки истории».
Руководитель – Спирина О.А., учитель истории и обществознания
Быкова Анастасия (призер), Осипов Максим (призер), Спирин Алексей (призер).
- Открытая олимпиада по обществознанию, памяти В.О.Ключевского.
Руководитель – Спирина О.А., учитель истории и обществознания
✭✭✭ Баранова Ольга (8 «Б») – Призер городского конкурса творческих работ Дети и правнуки победителей».
Работа «Жизнь и судьба. Баранова Любовь Степановна».
(см. фильм № 1 в приложении)
https://cloud.mail.ru/home/Фильм%20Баранова.%20Дети%20и%20правнуки%20победителей.mp4
Руководитель – Спирина О.А., учитель истории и обществознания
✭✭✭ Школьный Проект «Бессмертный полк» (500 участников (учащиеся, педагоги, родители, жители микрорайона)).
Руководители – учитель истории и обществознания Спирина О.А., педагог-организатор Карпушкина С.С.
2020 год – год Памяти и Славы
✭ Родины Полина (5 «А») и Вячеслав (10 «Б») - Победители
регионального конкурса «Победа – далекая и близка», объявленный Законодательным собранием Пензенской области. (Номинация «Лучшая литературная работа». Очерк «Подвиг Петра Кузьмина – подвиг без имени»)
Руководитель – Спирина О.А., учитель истории и обществознания
- (см. фото в приложении)
✭ Баранова Ольга (9 «Б») – Работа «Книга памяти и славы семьи Барановых – Монаховых» размещена на сайте Пензенского Законодательного собрания и вышла в финал конкурса «Церковь в истории Пензенского края. На пути к Великой Победе».
https://пензенская-епархия.рф/2020/03/09/в-пензенской-области-стартует-iii-темати/
Руководитель – Спирина О.А., учитель истории и обществознания
- (см. презентацию №2 в приложении)
✭ Лисин Артем (10 «Б») сочинение «Мой прадед и его легендарная полуторка», Сергей Самарин (3 «А») сочинение «Такая выпала судьба» - работы опубликованы в книге «Из одного металла льют медаль за бой, за труд» (Кузнецк в годы Великой Отечественной войны).
2020г. Книга издана по инициативе Главы администрации г. Кузнецка Златогорского С.А.
Руководители – учитель истории и обществознания Спирина О.А., учитель начальных классов Назырова М.Р
- (см. фото в приложении)
✭ Захаров Никита - Научно-исследовательская работа «Православное духовенство города Кузнецка в годы Великой Отечественной войны: служение, долг, память»
Руководитель – Спирина О.А., учитель истории и обществознания
- (см. презентацию №3 в приложении)
✭✭✭ Просветительский проект «Память и гордость в сердцах поколений». Памятные места города Кузнецка, связанные с историей Великой Отечественной войной (видео-экскурсия). 2020г.
Учащиеся 10 «Б» класса.
Руководитель проекта – Спирина О.А., учитель истории и обществознания
• (см. фильм № 2,3 в приложении)
https://youtu.be/SepKAw7fnow (часть 1)
https://youtu.be/oPbPcQlNIQ4 (часть 2)
✭✭✭ Школьный проект «А мы из Пензы. Наследники победителей» (в рамках регионального проекта «А мы из Пензы. Наследники победителей»)
Руководители проекта – педагог-организатор Карпушкина С.С., учитель истории и обществознания Спирина О.А.
✭✭✭ https://youtu.be/PmDsMWhaFu0
Музыкальная программа "Сочинение ко Дню Победы" на городском конкурсе музыкально-литературных композиций, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Школа № 2 г. Кузнецк. Март 2020г.
Сценарий – педагог-организатор Карпушкина С.С., постановка- Карпушкина С.С., учитель русского языка и литературы Ядренцева Н.П., музыкальные номера – учитель музыки Ярославцева М.В., компьютерная, техническая поддежка – учитель ИЗО и ОП Сущёва Е.Г., зам директора по ВР Осипова О.В., исторический консультант – учитель истории и обществознания Спирина О.А.
• (см. фильм № 4 в приложении)
✭✭✭ Проект «Учителя МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка – участники Великой Отечественной войны». Учащиеся 8 «Б» класса.
Руководители проекта – учитель истории и обществознания Спирина О.А. , учитель ИЗО Сущева Е.Г.
- (см. презентацию №4 в приложении)
✭✭✭ Книга памяти МБОУ СОШ № 2 «А мы из Пензы. Наследники победителей»
(опубликованы сведения о 132 участниках ВОВ, тружениках тыла – родственниках учащихся МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка)
Руководители проекта – педагог-организатор Карпушкина С.С., учитель истории и обществознания Спирина О.А.
- (см. презентацию №5 в приложении)
✭✭✭ Школьный Проект «Бессмертный полк». «Бессмертный полк –онлайн». (1000 участников (учащиеся, педагоги, родители, жители микрорайона)).
Руководители – учитель истории и обществознания Спирина О.А., педагог-организатор Карпушкина С.С.
- (см. фото в приложении)